Изготовливаем печати, штампы, факсимиле из фотополимера. Штампы и печати по оттиску, эскизу или образцу

Древние печати Ближнего Востока

Древние печати Ближнего Востока

Необходимость в печатях возникла с появлением понятия о собственности. Свою собственность надо было "заклеймить" .Первые печати появились в Месопотамии. Печати с древних времен служат объектом исследования , а их различные техники изготовления рассказывают нам о том, как изменялись орудия труда и зарождалась новая техника обработки печатей.

Материалы и техника обработки, применяемые Древними шумерами

Для того, чтобы обработать печать, материал, которым она обрабатывается должен быть тверже, чем сама печать. Одним из таких материалов считается кварц. Один из видов кварца это аметист, горный хрусталь, розовый кварц. Горный хрусталь находили в Тигре и Евфрате, поэтому чаще всего обрабатывали печати именно горным хрусталем. В Месопотамии был и свой розовый кварц, аметист приходилось завозить из Египта, Турции или Ирана.
Другая разновидность кварца - агат, тигровый глаз, яшма, сердолик. Сюда же относится и кремень. 
Сначала печать предварительно обрабатывали вращающимся точильным колесом.  Затем сверлили лучковой дрелью. «Смычок» такой дрели двигался вперед и назад, в зависимости от этого сверло поворачивалось сначала в одну, потом в другую сторону. И в конце концов, обрабатывали вручную, мастер держал резец рукой или насаживал на рукоядку из дерева.
Археологом Мурреем были найдены на месте города Киш заточенные острые инструменты из кремния, относящиеся к 3000-2600 г. до нашей эры, которыми и обрабатывали почти готовые изделия.

Использование печатей

Древние печати Ближнего ВостокаПервыми печатями клеймили собственность. На них с помощью кремния наносили геометрические фигуры. В коллекции Королевского Музея Онтарио, представлены такие печати из хлорита, минерала зеленого цвета. Оттиски печати ставили на  глиняные комочки, их называли буллами. С обратной стороны буллы был оттиск плетеного изделия. На раскопах в Сирии был обнаружен каменный сосуд, относящийся примерно к 5200в. до н.э., запечатанный глиной с оттиском на ней.
Когда шумеры пришли на Ближний Восток, началось бурное развитие предпринимательства и торговли. Около 3500 г. до н.э. стали учиться  процессу обмена товарами, вести  учет и контроль  торговли. Различные предметы употребления обозначали различными знаками с помощью комочков глины. Различных форм и размеров. Их впечатывали в глиняные шары. На наружной стороне глиняного шара делали оттиск или вырезали знаки и изображения товаров. Печать прокатывали по лицевой поверхности. Затем глиняные шары сменились глиняными Древние печати Ближнего Востока.
Уже тогда печатями удостоверяли документы. В верховьях Евфрата, на месте древнего города Эмар, был обнаружен отпечаток детской ноги, датируемый приблизительно 13 в. до н.эры. Работорговцы помечали свой товар, взяв отпечаток ребенка и заверив его печатью свидетелей.

Печати Древнего Шумера

Древние печати Ближнего ВостокаВ конце четвертого тысячелетия шумерские племена широко расселяются по территории Месопотамии и их культурные достижения начинают играть доминирующую роль. Среди них и цилиндрические печати.
На цилиндрицеской печати изображение нанесено по всему цилиндру и , прокатывая его, можно клеймить намного больше площадь, чем простой круглой печатью.
Это Урукский период в истории Шумера , в честь великого города Урука , увековеченного в эпосе, как столица легендарного героя Гильгамеша. Цилиндрические печати большие, цилиндр не просверлен в середине. Печати вырезаны из гипса или известняка с добавками ляпис-лазурита. Также использовали костяные и деревянные образцы. В позднеурукский период размеры цилиндрических печатей были меньше и изображались на них работающие люди или животные. Они делались из мягкого камня, который мог легко поддаваться обработке и резке, это хлорит или кальцит. Основная техника обработки – сверление. Также встречались печати из горного хрусталя. Для изготовления могли использовать сверла из корунда – оксида алюминия. Корунд могли завозить из Индии или с острова Накос, хотя его месторождения встречаются в верховьях Евфрата.
 В конце IV тыс. печати в виде цилиндра распространились от Египта до Ирана. Их стали изготавливать намного проще. Изображения наносились вращающимся кругом.
Еще более современная техника изготовления пришла с началом использования меди и ее сплавов-бронзы. Медь обрабатывается намного легче, чем камень. И легко плавится.Но пользоваться печатями могли лишь те, кто стояли у власти. Они и монополизировали торговлю медью. Дифференциация общества приводит к образованию в Месопотамии сложной системы бюрократии, осуществляющей контроль и учет. Используются клинописные таблички и отметки о праве собственности с помощью цилиндрических печатей. В этот период печати имели форму длинного и тонкого цилиндра. Несложный геометрический рисунок наносился вращающимся колесом.
В северной Месопотамии найдены образцы, выполненные из очень мягкого материала – стеатита (талька), который затем подвергался обжигу для его обезвоживания и придания прочности.
Древние печати Ближнего ВостокаДля изготовления печатей использовали также ляпис-лазурь. Ляпис-лазурь – это непрозрачный минерал, хрупкий и мягкий, хорошо поддается обработке и полировке. Он синего цвета из-за зерен лазурита, входящих в его состав. Лазури́т (ля́пис-лазу́рь) — (Na,Ca)8(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2 — непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета, лучшими считают камни сочно синие или сине-фиолетовые, а также насыщенно голубые.
Название этого камня «ляпис-лазурь» появилось только в раннем Средневековье, обозначая его как «лазурный камень». Слово «лазурь» происходит от перс. «لاژورد»‎ —лāжвард — синий камень, лазурит[1]. В Италии его называли Lapis Lazzuli, во Франции — Pierre d’Azur. Современное название «лазурит» появилось в XVIII веке. «Ляпис-лазурью» назывались только плотные и однородно окрашенные тёмно-синие разновидности лазурита.
 Скорее всего, импортировался ляпис-лазурит в Месопотамию из Афганистана . Область его применения позже от личных предметов до храмовых украшений. Он становится символом богатства, блестящей роскоши , изобилия. Обладать им могли только боги и герои. Изделия из ляпис-лазури, обнаруженные в Царских гробницах Ура, богато и изысканно украшены. Необработанный ляпис часто становился предметом торговли. В древнем Эбла в Сирии найден необработанный обломок ляписа, датируемый примерно 2300 года до н.э.
Древние печати Ближнего ВостокаОдни цилиндрические печати из Шумера изображают сцены поединков. Другие-сцены пиров.

Вавилон и Аккадская империя.

С начала 2400- 2200г. до н.э. шумеры находятся под властью Аккадской империи, которая простиралась от Средиземного моря до Персидского залива. Ее основателем являлся Саргон из Аккада. Месопотамия начинает испытывать влияние семитской культуры.
Как отразилась эта культура на печатях? Они стали более массивными, материалом для них служит змеевик, разновидность серпентина. Камень зеленого цвета, образованный океаническими породами во время образования гор Таурус и Загрос. Залежи его встречались в Турции и Иране. Печати также изготавливали из нефрита, яшмы, горного хрусталя, ляписа невысокого качества.
Древние печати Ближнего ВостокаИзменяется и сюжет на изображении печатей. Сцены пиров теперь заменяют на сцены приношения даров аккадстким божествам. Божество изображено справа, а богиня Лама произносит молитву.
В конце третьего тысячелетия нашествия варварских племен амореев приводят к падению последнего крупного государства шумеров, управляемого III династией Ура. На территории Месопотамии образуется целый ряд более или менее крупных государственных образований.
Приблизительно до середины второго тысячелетия форма печати остается цилиндрической. Преобладающим материалом становится гематит,
Гемати́т — широко распространённый минерал железа Fe2O3, одна из главнейших железных руд. В природе встречается несколько морфологических разновидностей гематита: железная слюда (устар. син.:спекулярит), красная стеклянная голова(«кровавик»), железная роза. Синонимы: красный железняк, железный блеск (устар.) непрозрачный минерал железа, от черного до темно- стального цвета , достаточно плотный и твердый, который нуждается в умелой и тщательной обработке. Берут в основном в соседней Турции. Для изготовления печатей используют яшму, аметист, сердолик, обсидиан, горный хрусталь из Индии. Из Кашмира завозят амазонит и полевой шпат. Господствующими остаются сцены подношения даров с некоторыми изменениями - руки богини Ламы подняты вверх, на молящемся появился головной убор, добавлены различные элементы для заполнения пустого пространства.
В середине 18 в.до н.э. мудрый политик и полководец из аморейской династии Хаммурапи объединяет раздробленные государства центральной и южной Месопотамии в единую Вавилонскую империю.
В сюжетах печатей вновь, как и во времена Урука и Аккада, появляются сцены поединков воинов и поединков с божествами. В сценах подношений теперь богиня Лама изображается перед бородатым царем. В технике исполнения печатей вновь преобладающим становится сверление и обработка колесом.
С середины 15 в. до н.э. практически единственным материалом для изготовления печатей служат минералы группы кварцев. Сюжеты печатей определялись двумя основными культурными областями Месопотамии. В Вавилонской империи - это Касситы, где складывается два основных сюжета, содержащих длинные надписи, обычно это молитвы. В северной Месопотамии – это Митанни, появляется новый материал для изготовления печатей – спеченный кварц или фаянс. Сюжеты печатей представляют собой смешение старых стилей.
В конце 14 века начинается расширеннее и укрепление Ассирийской Империи, это так называемый среднеассирийский период. Преобладающая часть печатей изготовлена из твердых минералов и кварцев. В технике исполнения можно отметить достижение довольно высокой степени мастерства – рельеф печати создает эффект непрерывности оттиска нужной длины.
В 9 в. Новоассирийское государство сумело подчинить Вавилон, Сирию и другие государства Месопотамии. Цилиндрические печати здесь бочкообразной формы, более длинные и тонкие. Прослеживается преемственность от шумерских печатей, с характерными сюжетами сцен поединков и пиров. Одновременно с этим растет использование плоских печатей, что связано с развитием не клинописных алфавитов и использованием для письма материалов, отличных от глины.
В 40-х годах VI в. до н.э. , когда империя Ахеменидов покоряет Вавилон, начинается новое возрождение цилиндрических печатей от крупных до мелких форм. Все архивы ахеменидов состоят из глиняных дощечек с клинописными надписями, которые скреплены цилиндрическими печатями. Их печати выполнены из минералов агата и халцедонов, бочкообразной формы. Но к концу пятого века цилиндрические печати полностью вытесняются печатями-перстнями и различными плоскими печатями.
Однако зарожденная Древними шумерами практика владения и удостоверения имущества личной печатью просуществовала долгие столетия, что позволило сделать шаг вперед в развитии торговли и ремесел.
 





Заказы на печати, штампы и факсимиле принимаются по телефону 8-916-705-88-79 и 8-905-770-06-24 и e-mail: poligrafi@mail.ru и poligrafi12@yandex.ru.

ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ

•  Статьи о бизнесе
•  Печати
•  Штампы
•  Факсимиле
•  Оснастки
•  Визитки
•  Законы и акты
•  Публикации

Тел.: 8-916-705-88-79 - - - - E-mail: poligrafi@mail.ru
Яндекс.Метрика